Фотографии со значкомСтаврополь - история в фотографиях -в Интернете публикуются впервые. При их использовании на своих страницах в интернете, просьба не удалять его. Поверьте, это не трудно. В остальных случаях при необходимости использования этих фотоматериалов обращайтесь к правообладателю.

 

 

Так выглядел первый вокзал с сопутствующими постройками. 

Это здание самого вокзала, разрушенное позже во время оккупации.

4.11.12. Таким здание вокзала можно было видеть с фасада.

Прибытие поезда на старый вокзал. Почти по братьям Люмьер.

 

4.11.12. После войны приступили к строительству нового здания вокзала по проекту архитектора Чекмотаева.

  Идёт строительство нового вокзала

А это уже здание нового вокзала. Судя по тому, что территория перед ним еще не приведена в порядок и по тому как одеты люди, это конец 40-х - начало 50-х годов. 

 Весь вокзальный комплекс выглядел так.

 А подъехать к вокзалу можно было вот по таким дорогам.

Прибытие поезда уже на новый вокзал. Обратите внимание как одета публика. Железнодорожники были всегда в своей форме, чем вызывали уважение у окружающих. Встречающие и прибывшие одеты по моде того времени в удлиненные пальто, фуражки. Если костюм, то без галстука и очень часто брюки заправлены в сапоги.

4.11.12. По ходу движения такого паровоза машинист и его помошник высунувшись смотрели в боковые окна:  так они следили за дорогой. Был еще кочегар, который подбрасывал в топку уголёк. Все они были по прибытии из поездки в угольной пыли, в пропитанных навсегда смазкой робах, но всегда веселые и жизнерадостные. Мы, малые, проводили летнее свободное время «на полотне» - так у нас назывались участки зеленой травы вдоль железной дороги, и из проезжающих паровозов нам всегда махали рукой и улыбались эти с черными от угля лицами и с белыми зубами люди.

 

Клумба уже присутствует, но деревья еще совсем молодые. Венчают здание вокзала крупные буквы (реклама тех лет) «Сталину Слава». Возле центрального входа редкость того времени - автомобиль «Победа». Именно такие тогда были такси.

 

Рекламу убрали, деревья подросли, появились столбы с фонарями и вообще хорошо – лето.

 

 Тоже самое, но с другой точки и, судя по деревьям, немного позже.

 

 4.11.12. Еще один снимок фасада нового вокзала.

4.11.12. Вокзал стал многолюдным и востребованным местом.

И еще раз вокзал. Интересны машины у входа в ресторан «Юг»: одна -  «Победа» знакома всем, а вот вторая - «Москвич» с кузовом, сделанным из дерева. Такие машины в 50-х годах ездили и собирали почту из почтовых ящиков, коих в городе было довольно много. Сейчас такие ящики сохранились, но в модернизированном виде и ,наверное, только на зданиях центральной почты и её отделений.

 

 

На этом фото уже знакомое здание, но непривычного для нас желтого цвета - именно так выглядел вокзал раньше. У ресторана стоит мотороллер с будкой: такие развозили по точкам мелкие грузы. Было таких труженников довольно много, а сейчас, наверно, и в коллекциях нет, т.к. экспонат не ценный.

Ну, это уже 60-года или даже 70-е. Клумба буйствует цветами и зеленью. 

  

 4.11.12. Клумба перед зданием вокзала меняла свой внешний вид почти каждый год. Это мог быть привлекающий внимание цветник с вазой из цветов в центре или просто красивая клумба. Но место всегда было ухоженное и чистое.

4.11.12. Вот и троллейбус пустили. А здесь была конечная остановка.

 Тоже самое место , но с противоположной стороны.

Еще одно подтверждение, что троллейбусы ходили очень часто.

 

50-е годы. Вид на привокзальную площадь со второго этажа здания вокзала. Клумба в стадии разработки. Автобусы, которые ходили по маршруту «Вокзал-Верхний рынок». Бульвар от вокзала до Тифлисских ворот называли Новым, т.к. он был устроен на территории Ярмарочной площади позже других бульваров.

 

Клумба уже в пристойном виде. Автобусы все еще «ЗиС»ы (завод имени Сталина) и даже есть собрат того, который был в распоряжении у Жиглова и звался «Фердинанд». 

 

 60-е. Клумба в очень пристойном состоянии. Бульвар уже прилично зарос, но  аккуратно пострижен. По бокам очередная реклама, к сожалению, нами не распознана. Автобусы уже другие. Интересен автомобиль «Москвич» с открытым верхом - такие тогда частенько встречались. И ещё. На лавочке отдыхает уставший от вокзальной суеты пассажир, дожидающийся своего рейса. Оон тоже попал в историю.

 

 4.11.12. Привокзальная площадь. 70-е, а может быть уже и 80-е г. Судя по отсутствию автобусов и троллейбусов, и вообще движения автотранспорта, и передвижению людей прямо по проезжей части, а также наличию флагов на площади, можно понять, что это сбор народа на демонстрацию и, по всей видимости, Первомайскую.

 

 А вот и Ярмарочная площадь. Со всего края сюда свозили свою продукцию работники сельского хозяйства.

Возникла необходимость обустроить площадь и создать некую инфраструктуру. Появились мельницы.

4.11.12. Фотография побывала на столе мастера-ретушера.

 А так мельница выглядела, когда Гулиев ее купил.

 

Построили Успенскую церковь. Кто-то так усердно чистил снимок, что убрал кресты на куполах, но таково было веянье определенного времени.

 4.11.12. Так выглядел первоисточник предыдущего снимка.

4.11.12. Интересный снимок Успенского собора, сделанный во время оккупации в 1942 году. Удивительные врата на церковную территорию. И это не сохранили.

 

 В таком виде церковь сохранилась до наших дней..

 В первой половине 20-го века на Ярмарочной площади построили здание средней мужской школы. Сейчас это лицей №8.

 4.11.12. Это уже 50-е - 60-е прошлого века. На фоне 8-ой школы.  

Во главе Ярмарочной площади были Тифлисские ворота с прилегающими постройками 

  4.11.12. Интересная фотография. Хорошо виден Казанский собор с колокольней. Сооружение на воротах с правой стороны, по всей видимости, флюгер. По всем признакам, по одежде людей на переднем плане и по наличию иконы понятно, что снимок сделан до революции. Правда указанная дата постройки, мягко говоря, неверна. Первые ворота, внешний вид которых пока для нас неизвестен (надеюсь, что в архиве когда-то найдутся хотя бы чертежи этого памятника), были построены в 1841 году к 30-летию победы над французской армией купцом Тамамшевым, как говорилось в документе «…построение которых стоило ему значительной суммы…». В 1851 году на деньги купцов Павлова и Волобуева старые Тифлисские ворота были полностью переделан, и именно их вид запечатлен на фотографиях.

 4.11.12. Здесь собор еще присутствует, а икону уже убрали.

Еще вариант далеко не последней достопримечательности старого города.

 

И опять, но с другого ракурса.

4.11.12. Еще одна фотография этого памятника истории.

Тифлисские ворота, которые иногда называют Триумфальной аркой. Может быть и правильно.

 

4.11.12. Тот же снимок, но различная подача.

Такой вариант с применением цветной ретуши. Спасибо тем людям, которые с удивительной усидчивостью, ценой своего зрения раскрашивали для нас черно-белые фотографии.  

Тот же снимок, но в черно-белом исполнении.

 

 4.11.12. Советские времена. Как видим, изначально ворота находились немного не там, где сейчас. Интересен автобус на переднем плане. 

Вот такая была она Ярмарочная площадь с Триумфальной аркой.

 

А это вид с бульвара. Можно перепутать с современным.

Такой можно было увидеть Ярмарочную площадь после оккупации. Хорошо узнаваемо здание 8-й школы.

 

 Слева, за границей снимка 8-я школа. Дальше забор стадиона завода «Красный металлист» и дорога к вокзалу, здание которого видно справа. Еще нет Нового бульвара. Скоро слева, за границей снимка появится типовое здание цирка. 

4.11.12. Так он смотрится и сейчас.

 4.11.12. Слева виден угол цирка. Еще нет Тифлисских ворот - они появятся только через 21 год. Снимок сделан в год 200- летия города: по центру за елками можно рассмотреть большую цифру - 200.

Был в Ставрополе еще вокзал, который назывался «Туапсинский». Здание его сохранилось, но оно было отдано под жилой дом, переделано, перестроено и выглядит теперь так.

 

   А было немножечко по- другому. Вот так.

 

Создать бесплатный сайт с uCoz