Фотографии со значкомСтаврополь - история в фотографиях -в Интернете публикуются впервые. При их использовании на своих страницах в интернете, просьба не удалять его. Поверьте, это не трудно. В остальных случаях при необходимости использования этих фотоматериалов обращайтесь к правообладателю.

 

 

 

Александр Васильевич Суворов

В 1778—1779 годах руководил строительством Ставропольской крепости.
 Из рапорта генерал-фельдмаршалу П. А. Румянцеву от 5 апреля 1778 года.

Соразмеряя по приличеству и в позиции войск в здешнем крае, приступаю я, сиятельнейший граф, против половины настоящего месяца к продолжению и благопоспешному окончанию преднамеренных в связь с вышеупомянутою Ставропольскою крепостью кубанских укреплений и коммуникационных ко оным от Азова пунктов, разве между тем получу от вашего сиятельства в отмену повеление, хотя, правда, много затруднения приносит неприбытие требуемых мною вдобавок войск, о чем троекратно уже писал я...

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Каменный крест на Соборной горе

Крест на Соборной горе сзади собора стоит на пьедестале, и под ним имеется на металлической доске надпись: «Крест по преданию поставлен Суворовым в 1780 году». Надпись эта не соответствует действительности, так как Суворов в этом году в Ставропольской крепости и не был, да и не было надобности ставить крест, так как крепость была закончена, была в ней церковь. В это время уже была построена тут же, под горой, в станице, церковь хоперскими казаками.

Крест же этот имеет более древнее происхождение, он был найден здесь, на горе, при закладке крепости и поставлен христианами первых веков, укрывавшимися в наших пределах от гонений. Как известно, римские императоры делали Кавказ местом ссылки для христиан. План крепости 1809 года имеет важное значение, так как на нем обозначено место крепостной церкви, что и служило основанием при обследовании и промерах в отношении каменных столбов, стоящих тут же на горе, указанных ниже, и местонахождение крепостной церкви.

Что касается этого последнего креста, то положительно известно, что он долгое время стоял в часовне, бывшей сзади собора, и пред ним постоянно горела лампада. Точных сведений о том, когда была сооружена эта часовня нет, но она тщательно поддерживалась до 1884 года, и в ней зажигалась лампада. Несомненно, если бы этот крест служил обозначением места, выбранного для постройки собора, то при сооружении собора он уже утерял свое значение, и место, где он стоял, должно было войти в пространство, занятое зданием собора, и не было смысла так тщательно его хранить. Точно так же, если бы он был поставлен Суворовым, он терял смысл при постройке крепостной церкви на другом месте.

После 1886 году часовня была сломана и крест, вынутый из неё, оставался открытым. Но в 1889 году, ввиду объявленного чествования памяти Суворова, наше городское управление по совету глас­ного И.П. Кувшинского оцементировало этот крест и поставило на пьедестал как крест, поставленный Суворовым, сделав указанную надпись. Основанием для такой ошибки послужило то, что в город­ской управе, в присутственной комнате, висела картина, на которой изображен Суворов с подзорной трубой в руке, стоящий у развалин крепости или постройки, служившей ей началом. Картина, как говорили, кисти художника Лагорио, бывшего учеником ставропольской гимназии. С другой стороны, у Бентковского имеется небольшая статья «Суворов встречает 1780 год в Ставропольской крепости». В отношении этого креста у старожилов вовсе не было в памяти, и о постановке его Суво­ровым, наоборот, было мнение, и прочно сложившееся, что крест поставлен на горе жителями, добивавшимися постройки церкви во имя Св. Николая, приурочивая это благое дело к памятному для Ставрополя 1810 году, когда прекратилась чума, свирепствовавшая в Ставрополе и унесшая много жертв. Называли даже купца Чернова, который и хлопотал об этой постройке.

Но если б это было так, то постройка собора делала крест ненужным, и его не стали бы хранить. Нахождение этого креста при основании крепости и послужило основанием для названия крепости и города — Ставрополь: Ставрос — крест, поль — город.

                                                                              Г.Н. Прозрителев. Историко-археологический путеводитель по городу Ставрополю-на-Кавказе и его окрестностям

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Занимаясь пением, делая успехи в концертах вокального кружка и его вечерах, И. К. Архипова тем не менее продолжала готовиться к профессии архитектора и настойчиво работала над дипломным проектом под руководством профессора М. О. Барщ, преподавателей Г. Д. Константиновского, Н. П. Сукоянца и архитектора Л. С. Залесской.

«Для своего диплома я выбрала не совсем обычную тему — проектирование памятника-музея в честь павших в Великой Отечественной войне в городе Ставрополе. Необычность была не в теме — прошло только три года после окончания войны, и память о павших была очень свежа, а сооружение памятников в их честь было более чем актуально. Необычным было предложенное мною решение — возвести на возвышенном месте в парке, в самом центре города Ставрополя монумент в виде своеобразного пантеона. По тем временам это было ново: сразу после войны памятников-пантеонов еще никто не строил. Это потом они стали появляться в различных местах нашей страны — достаточно назвать знаменитый ансамбль на Мамаевом кургане в Волгограде или мемориальный комплекс на Поклонной горе в Москве.

В самом городе Ставрополе я не была, но мне, как и другим дипломникам, предоставили все необходимые материалы — фотографии, планы, литературу, — поэтому я хорошо представляла то место, где предлагала установить памятник. По моему проекту он должен был стоять на Комсомольской горке — это самое возвышенное место в парке, которое я хотела увенчать какой-то вертикалью. И этой зрительной доминантой должен был стать памятник-музей, возведенный в виде ротонды с колоннами. Внутри ротонды я наметила разместить музей Славы со скульптурными изображениями героев, с выбитыми на стенах фамилиями павших. К этой ротонде должны были сходиться аллеи парка, детальную планировку которого (и прилегающей к нему местности) я тоже сделала.

Сейчас, по прошествии многих лет, я понимаю, что тогда совсем еще молодой архитектор, я интуитивно ощутила и попыталась в меру своих сил выразить то, что впоследствии стало характерным для нашей монументальной архитектуры.

До недавнего времени я была уверена, что мой дипломный проект исчез где-нибудь в архивах института или вовсе пропал (ведь прошло почти полвека!). Но некоторое время назад мне позвонили и сообщили, что в институте организовали выставку работ архитекторов, которым привелось жить, учиться и работать в эпоху тоталитаризма — с 1938 по 1948 год, — и что на выставке экспонируется и мой дипломный проект. Позднее на одном из моих вечеров в зале Дома архитектора, которые я организую регулярно, выступил ректор Архитектурного института и сообщил, что побывавшие на выставке немецкие и японские зодчие заинтересовались некоторыми проектами для планируемых ими выставок в других странах. Среди отобранных работ оказался и мой проект.»

Защитив на "отлично" диплом и успешно окончив институт, в 1948 году Ирина Архипова получила назначение на работу в архитектурно-проектную мастерскую "Военпроекта".

 

 

 Так с высоты птичьего полета выглядела заложенная первопоселенцами в 1777 году крепость Ставрополь. В первой половине 19-го века, после того как крепость  утратила свое предназначение, она была упразднена. 

  

30.12.12.    Полковая деревянная церковь в центре территории крепости была разобрана и перенесена  в станицу Суворовскую. А на её месте поставили каменный крест (на снимке). Впоследствии перенесенный в часовню, которая была за кафедральным собором. Вдали можно увидеть здание интендантства.

  

 

 

Вид с северной стороны на Крепостную гору с уже построенными в середине 19-го века Казанским собором и колокольней. Единственным военным объектом, который оставался на небольшой территории крепости, было интендантство - вещевой и оружейный войсковой склад. Он был обнесён высокой каменной оградой, которая сохранялась вплоть до начала постройки плавательного бассейна. Она включала в себя и часть стены на которой сейчас закреплена памятная доска.

Фото середины 60-х годов. Дом по центру заднего плана стоит и сейчас на углу Интендантского переулка и улицы Ставропольской (Полицейской). Именно от этого угла был сделан последний снимок предыдущего эпизода. Дорога по центру - продолжение улицы Ставропольской. В этом месте она врезается в улицу Суворова, бывшую Соборную, а еще раньше Комиссариатскую. Слева можно различить некоторые сооружения спортивного городка пожарных, подразделение которых располагалось напротив, через дорогу. Здесь они проводили свои тренировки и очень часто соревнования, собирая довольно много болельщиков. За каменной стеной располагалось интендантство, а непосредственно в этом месте стояло здание его большого склада.

Так оно выглядело с внутренней стороны интендантского двора. Для 19-го века это было уникальное сооружение с большими террасами, с подвальными помещениями, с хорошо продуманной планировкой. Здесь хранились как обмундирование и оружие, так и денежное довольствие войска. Во время пребывания в Ставрополе, император Николай I посещал это приметное заведение.

Улица Соборная. Здание на границе снимка справа по центру - бывшее женское училище Святой Александры. Здание по центру - интендантское управление, в котором сейчас находится музыкальная школа.

Здание левее управления – Шефский дом.

На снимке шефский дом уже пришёл в упадок и перестал выполнять свои функции. После того как его разрушили, внешняя стена этого дома, с заложенными камнями окнами, долго была частью забора, окружающего Интендантство. 

  30.12.12.    Впоследствии этот забор окружал и площадку, на которой началось строительство плавательного бассейна (на снимке).

   Часть здания справа, с внутренней стороны двора территории Интендантства – склад, описанный немного выше. Дорога справа по центру - окончание улицы Полицейской, а «пятачок» по центру внизу снимка существует и сейчас против пожарной части, но в облагороженном и ухоженном виде. Уже построена электростанция (слева).

 

Здание электростанции.

Старый снимок. Здесь, в зданиях на стыке Полицейской и Соборной улиц, располагались полицейская управа и пожарная часть. Интересна пожарная каланча. По разным источникам в таком виде она сохранялась до оккупации, когда и была разрушена, но многие свидетели того времени рассказывали, что разобрали её ещё до войны. Домики слева на снимке стояли, наверное, до конца прошлого века, а дом справа после перестройки в 50-60-х годах делили пожарная часть и клуб им. Гофицкого. Сейчас здесь только пожарные.

Та же пожарная часть, но с другой стороны. По всем признакам снимок сделан в конце 30-х - начале 40-х годов. Слева видно здание интендантского управления. В центре вверху темное здание будущего кинотеатра «Родина». Правее, на границе снимка, синагога с фрагментом школы. Ближе - часть длинного здания интендантских складов. В правом нижнем углу - комплекс строений пожарной части. Каланча уже отсутствует, не видно даже развалин.

Само здание с гаражами впоследствии было модернизировано: над боксами появился второй этаж, а вход украсили ступеньки с колоннами. Поныне в этом здании располагается пожарная часть. Интересна будка по центру (мы с ней уже встречались раньше) - такие стояли на центральных перекрестках и в них несли службу постовые милиционеры. Снимок 60-х годов прошлого века. 

Каланча тоже была построена (на снимке слева по центру). Но выглядела она уже по-другому и занимала другое место - просто к зданию пристроили гладкий квадратный в основании блок на три этажа выше основного здания и с пустыми окнами без рам. На тренировках по этим стенам пожарные, ловко управляясь лестницей с крюком, поднимались с первого до последнего этажа. На башне каланчи была установлена радиоантенна, которую перенесли туда с колокольни. Впоследствии и такой вид каланчи был изменен на современный – заложены оконные проёмы и без деревянного наблюдательного поста наверху.

Далее, через небольшой промежуток, стоит здание, которое раньше было популярным рестораном «Горка».

  

 Сейчас в нём проводится долгосрочная реконструкция  и перестройка. Для каких целей оно будет использоваться - неясно.

Прямо против ресторана был большой фонтан. В разные годы он выглядел по-разному. Запомнился он как большой скульптурой представительницы слабого пола, изготовленой из металла, которая возлежала по центру водного зеркала, так и красивым, завораживающим цветомузыкальным фонтаном.

  

На ч/б снимках видно как выглядел фонтан в цветомузыкальном исполнении. А на заднем плане виден памятник генералу Апанасенко.

В конце 40-х годов 19-го века, после упразднения крепости, на этой территории был построен великолепный Кафедральный собор Казанской иконы Божьей матери.

 

    

 А в 60-х годах 19-го века была поставлена колокольня. Старожилы рассказывали, что перезвон колоколов был хорошо слышен в окрестных населённых пунктах. 

    30.12.12.    Две открытки с изображением кафедрального собора и колокольни. 

 

      Немецкие фото 1942 года.

 

Комплекс собора и колокольни величественно возвышался над городом.

 

   

Несколько снимков разных лет, сделанных с колокольни. На первых двух ещё существует храм Спаса Нерукотворного. На третьем, сделанном в конце 19 века, храм еще не построили. А четвертый, по всей видимости, времен оккупации - собор уже отсутствует и на его месте  построен корпус швейной фабрики, который, в свою очередь, был разрушен при освобождении города.

  30.12.12.    Фрагмент одной из предыдущих фотографии, но более высокого качества. 

 

Ещё один вид с колокольни на восточную сторону. Правда, Армянской улицы практически не видно, зато видны улицы Горького и Калинина, а ближние дома стоят на улице Ясеновской.

 

В 30-х годах уже 20-го века собор был разграблен и уничтожен.

  Колокольня продержалась несколько дольше.    

В 30-х годах её использовали как вышку для тренировки прыжков с парашютом.  На снимке уже нет куполов на угловых башенках. После оккупации, под предлогом того, что она является хорошим ориентиром для немецких бомбардировщиков (хотя с момента освобождения города уже прошло несколько месяцев), решили уничтожить и её. После приготовлений, жителей северной стороны горы в целях безопасности вывели к прудам, а колокольню начали взрывать. Так продолжалось несколько дней, пока под напором взрывчатки это, созданное на века, строение не разрушили окончательно.

 

За собором, ближе к восточному краю верхней площадки горы, в ажурной железной ограде был поставлен Суворовский крест. Так это место  выглядело в начале 20-го века.

 

 Надпись на кресте гласила «По преданию поставлен распоряжением Александра Васильевича Суворова, 1780 г.».

 

Памятный крест был открыт 9 мая 1900 года  в день столетия со дня кончины генералиссимуса Суворова в благодарность за его участие в становлении крепости Ставрополь. В смутные 20-30-е годы прошлого века крест, как и собор, был уничтожен воинствующими атеистами. А на этом месте возвели склеп с захоронением генерала Апанасенко. Генерал погиб в 1943 году под Белгородом и по завещанию похоронен в Ставрополе.

   Вот такой вид на северо-восточную часть города открывался от Суворовского креста. Видна Армянская церковь. 

 1947 год. Идёт отделка памятника генералу Апанасенко. Вначале он не был таким монументальным как сейчас и был обнесён невысокой оградой.

Субботник возле памятника.

50-е годы. Торжественное построение суворовцев у памятника.

  

Такой вид открывался  до конца прошлого века. Сейчас, когда уже восстановлен собор, памятник с этой точки не виден.

    От памятника Апанасенко по извилистым и, порой, крутым тропинкам можно было спуститься на Баррикадный переулок и к улице Шаумяна - бывшей Армянской. Сейчас на этом месте сделали малую каскадную лестницу с несколькими площадками. 

 

 

 

А основная, старая, большая каскадная лестница заканчивается на верхней площадке вот такой террасой и красивыми полукруглыми лестницами.  

  30.12.12.    Если подниматься по лестнице вверх, то слева от того места, где сейчас верхняя площадка, после войны было захоронение Геннадия Голенева, позже перенесенное. Рассказывают, что изначально здесь же был похоронен и Иван Булкин. 

 Идёт обустройство каскадной лестницы. Ещё не повешены фонари. Работают одни женщины, а Сталин, там внизу, на постаменте, демонстративно повернулся к ним спиной. 

 Уже обустроенная, прибранная каскадная лестница Комсомольской горки. На проспекте ещё нет здания Совнархоза.

 

 1956 год. Строительство совнархоза уже начато и возводится второй этаж.  

    30.12.12.   Фонтан на средней площадке лестницы.  

 Это было любимым местом детворы, а сейчас и фонтан  часто не работает, и интересы детей изменились. Строительство здания совнархоза уже подходит к концу. Сталин еще не подозревает, что скоро ему придётся переехать. 

Середина 50-х прошлого века. 

 

  

 60-е годы. 

 70-е. Наступило время идеологической рекламы. Очередная на крыше Совнархоза гласит «Подвиги отцов - крылья сыновей». Всё правильно, но почему-то не сработало. 

 

    

 В конце 50-х - начале 60-х лестницу подновили. И сейчас можно сделать очень похожие снимки, разве что зелени прибавилось и на верхней площадке сверкает куполами восстановленый собор. 

 Весь участок зелёной зоны с южной и частично с северо-восточной стороны горы раньше был обнесён оградой и назывался Барятинской рощей или парком.

На снимке ограда Барятинского парка с северо-восточной стороны горы. Дальше участок улицы Ясеновской. Некоторые домики стоят и поныне. Хорошо видно Армянскую церковь.

 

 

 Забор отделял рощу и от нынешней нижней площадки каскадной лестницы. Раньше эта площадка была территорией Думской площади.

 

Потом весь комплекс парадной лестницы был продлён до проспекта К. Маркса.

На стыке Комсомольской горки (справа) и проспекта К. Маркса (тротуар, уходящий вверх).

Нижнюю площадку обустроили, замостили дорожки, разбили цветники.

Продолжение »

Создать бесплатный сайт с uCoz